Появление кинопроката в России в начале XX века происходило  стремительно. Способствовало этому, прежде всего, формирование сети  стационарных кинотеатров.  Период «бродячего кинематографа»,  когда  «живые фотографии»  крутили  в более или менее пригодных помещениях (павильонах,  складах,  летних театрах  и так далее) закончился уже в  первые годы  XX  века.    В 1904 - 1905 годы, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах Российской империи   один за другим открываются стационарные кинотеатры.  «Биографический театр» и «Новейший электрический  театр»  на Тверской,  «Электрический театр»  у Сретенских ворот,  «Электро-оптический театр» на Петровке,  «Современный электро-театр» на Страстном бульваре  и др. (В.П. Михайлов «Рассказы о кинематографе старой Москвы»). Только в Москве в это время открылись десятки  залов. Начиная с 1908 года, новые кинотеатры  появлялись, чуть ли, не каждую неделю.    В 1904 году в Москве произошло знаковое событие, открылся небольшой магазин «Генеральной компании патефонов и синематографов» братьев Пате, а спустя некоторое время свой магазин открыла и другая  французская фирма «Гомон» (А.А. Ханжонков «Первые годы русской кинематографии»). Спустя год обе фирмы открыли свои представительства  в России и стали  продавать  владельцам электро-театров  фильмы, снятые ни в их студиях. Метр фильма стоил 50-60 копеек, затем картины по цене 15 – 35 копеек  перепродавали в провинцию.  Здесь нужно отметить, что другой,  вполне распространенной практикой в те годы,  были поездки владельцев  первых иллюзионов за рубеж, для закупки партий картин. Однако очень быстро появились посредники, взявшие на себя эти функции. В числе последних был, к примеру, Александр Алексеевич Ханжонков, пионер российского кинематографа, который со своим партнером Эмилем Ошем стал  представлять в России интересы таких фирм, как «Урбан» и «Эклипс». Обычно они закупали фильмы на десять тысяч рублей (пять тысяч платили сразу, а на пять тысяч брали фильмы под реализацию).

В 1907  году в России, а если быть  точнее в Ярославле,  образовалась первая прокатная контора. Ее владельцем был предприниматель,  «колбасный король», Григорий Иванович Либкен. Его оборот быстро достиг 50 тысяч рублей в год,  и он вскоре открыл свои филиалы в Москве,  Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ташкенте. Летом 1908 года в Москве открылась «Первая в России специализированная прокатная контора Аргасцева» и прокатная контора «Глобус» А. Гетхмана. С этого года прокатные конторы стали появляться одна за другой, не только в столичных городах, но и в Сибири (г. Томск,  г. Иркутск).   В 1908 году уже нормой было появление в газетах  объявлений подобного типа: «Синематографическая контора… Продажа и прокат лент. На складе имеются малоподержанные ленты последних выпусков: Варвика, Гомона, Росси, Синеса, Бр. Пате, Урбана, Люкса, Эрфорда, Эклера, Любине и др. .»

(Газета «Русское слово» 19 ( 2 июля ) 1908 г. ).
Главной особенностью прокатных контор начала XX века являлось то, что в отличии от кинофирм и иллюзионов  у них долгое время не было постоянного места, они регулярно переезжали с места на место, меняя адреса, распадаясь и сливаясь. Это в первую очередь было характерно для столичных городов. В провинциальных городах  они редко меняли место. Например, «Синематографическая прокатная контора Антона Михайловича Дон Отелло» в Иркутске, до революции постоянно располагалась на ул. Большой, в собственном доме. Обычно прокатные конторы состояли  из конторы и складского помещения; штат сотрудников состоял из нескольких человек.  Количество фильмов, находившихся в распоряжении у контор, варьировалось от сотни экземпляров  до нескольких тысяч, в зависимости от  состояния  владельцев контор. Часто конторы  предлагали своим  клиентам  каталоги фильмов, которые «высылали по первому требованию» в любую часть страны.   Все фильмы, находившиеся в их распоряжении,  распределялись по сортам («разрядам», «экранам») – 1, 2, 3, 4.  «Разрядность» определялась степенью новизны картины, что самым  непосредственным образом  влияла на ее стоимость.

Самые новые картины  относились к 1-му разряду (экрану); фильмы, появившиеся в кинотеатрах, спустя три дня после их премьер в кинотеатрах 1-го разряда, составляли картины 2-го разряда (экрана);  3-й  экран показывал  ленты через четыре дня после демонстрации их в синематографах 2 – го разряда и так далее. Картины 5-го экрана представляли  «солянку», т.е. сборную программу. Если  фильмы (программы) 1-го экрана стоили  200 и более рублей, то сборные в десять раз меньше, поэтому они пользовались популярностью у владельцев небольших иллюзионов. (В.П. Михайлов «Рассказы о кинематографии старой Москвы»).

О стоимости картин. В 1908 году  филиал фирмы «Пате» в России снял серию видовых картин под названием «Живописная Россия» и продавал их по следующей стоимости: «Военные маневры в Черном море» - 130 метров (70 – 50 копеек  за метр); «Производство керосина в Баку» - 125 метров ( 75 – 68  копеек); « Рыбная ловля в Астрахани» - 145 метров –(79 – 75 копеек); «Производство рыбных консервов в Астрахани» - 120 метров

(66 копеек); «Купание на Москве реке в 20 градусный мороз» - 75 метров

(50 копеек);  «Поездка по Волге» - 105 метров (75 - 57 копеек); «Пожар в Одессе» - 100 метров (55 – 50  копеек); «Нравы Кавказа» - 100 метров (55 – 40 копеек); «Наводнение в Москве в 1908 году» - 90 метров (44 копейки) и др. (Б. Лихачев «Кино в России (1896 – 1926)  Материалы к  истории русского кино».) Игровые картины стоили приблизительно столько же.

В  Приморье  кинематограф и постоянные кинотеатры появились немного позже, чем в европейской части страны. Первые показы кинематографа состоялись в июле 1897 года, когда один за другим, два демонстратора А.П.Хегберг  и  С.Маржецкий в деревянном павильоне на углу улиц Светланской и Суйфунской  устроили  первые сеансы кинематографа для горожан.

Изначально владельцы кинозалов или  ездили за картинами  за границу сами, или выписывали их через посредников. А затем после  нескольких дней демонстрации перепродавали их друг другу. Так, после открытия Гранд-иллюзиона  в газете «Далекая окраина» появилась  заметка: «С 10 июля сего года будут показаны последние новинки из Парижа фабрики братьев Пате, до сих пор никем непоказанные. Через три дня продано по 30 копеек метр другим иллюзионам». Или вот, характерное для того времени, объявление: «В виду прибытия большой партии картин, высланных из Берлина, Парижа, Лондона по личному выбору  господина Л.Финкельштейна, находящегося ныне за границей, излишек картин продается, как местным, так и иногородним демонстраторам, о занимательности сюжетов и доброкачественности пленок можно справиться у нашего оптового покупателя К.С. Ягджоглу».

Нарастающая конкуренция между иллюзионами города  заставляла их владельцев оперативно реагировать на вкусы публики и часто обновлять  свой репертуар. Газета «Дальний Восток» 5 апреля 1909 года:  «Театр «Золотой Рог» ( Иллюзион ) извещает своих почтенных посетителей, что мы вошли в регулярные отношения с первоклассными фирмами и известными фабриками лент из Европы. Получая, таким образом,  картины из первых рук, мы в состоянии давать владивостокской публике последние захватывающие новости кинематографа. Нами обращено особое внимание на выбор сюжетов и на составление интересных и со вкусом подобранных программ; мы устанавливаем следующий порядок перемены программ: новая программа – воскресенье, понедельник, вторник; по средам - сборная программа; новая программа – четверг, пятница, суббота». То есть программа менялась несколько раз в неделю. С учетом того, что она в среднем состояла из 5 – 7 картин, то произведя простой подсчет ,  обнаружим:  владелец иллюзиона   в месяц покупал  не менее 40 - 50 фильмов.

Вот типичная для владивостокских иллюзионов программа, от 21 июля 1909 года.

Гранд-иллюзион Л. Купера и К - «Железная маска» (исторический эпизод из жизни Людовика XIII), «Порок и добродетель (Два брата)», «Вдоль берегов Средиземного моря. Ницца – Монте-Карло» (видовая), «Американская эскадра в Марселе» (видовая).

Театр «Декаданс» К.С.Ягджоглу - «Кругосветное путешествие на автомобилях» (сатирическая феерия в красках), «Ледники и водопады» (видовая), «Помпея»

(историческая),  «Народная учительница» (драма),  «Финал Пьеро-Манна», «Последний дирижабль. 1909 г.»,   «Хирургия» (по Чехову).

Театр «Золотой Рог» (Иллюзион) - «Помпея» (историческая), «Волшебное ожерелье» (драма), «Последний подвиг Шерлока Холмса» (приключение), «Верная любовь» (драма), «Сумасшедший из Фулез» (комическая), «Французская полиция на службе» (видовая).

Система личной закупки картин владельцами иллюзионов сохранялась довольно долго, еще в 1909 году можно было прочитать в одной из местных газет: « Владелец театра «Декаданс» К.С. Ягджоглу возвратился из своей поездки с кинематографической выставки и привез колоссальную сумму новостей. Надеемся, что владивостокская публика опять будет считать его театр лучшим и интереснейшим во Владивостоке». Однако  материальные затраты, которые нес владелец иллюзиона при таких путешествиях привели к тому, что тот же Константин Семенович Ягдждоглу в 1910 году покинул г. Владивосток и перебрался в г. Иркутск, где к тому времени уже функционировала крупнейшая в Сибири прокатная контора. Чуть позже, в 1913 -1915 годах появились такие конторы и в Приморье : в городах Владивостоке и  Никольск-Уссурийске.


Материал предоставлен Рыкуновым Дмитрием Эдуардовичем,
специально для портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru

Фотоотчет

 

Возрастная категория 18+



Копирование информации с сайта допускается с указанием действующей ссылки на него!
На данном сайте распространяется информация сетевого издания "Кино Приморья" - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80389, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2021 г. Адрес редакции: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 8Б, кв. 19. Учредитель: И.Ю. Федоров .Тел.: +7 (423) 2666-414. Электронный адрес: admin@kinoprim.ru . Главный редактор: М.А. Скорлякова.
E-mail: admin@kinoprim.ru

Читайте нас в социальных сетях:

VK  twitter  telegramm  ok  ю туб

 

Яндекс.Метрика