Евгений Майзель — кинокритик, редактор специализированных журналов о кино, автор статей, постоянный преподаватель теории кино в Московской школе нового кино, лектор. Он регулярно выступает на телеканале «Культура», проводит лекции в культурных центрах, cостоит в экспертном совете Гильдии киноведов и кинокритиков России. Во Владивосток эксперт приедет, чтобы провести цикл лекций в Общественном пространстве Третьяковской галереи.
Цикл лекций «Авангард в кино»
Зрители узнают, чем авангард отличается от других видов кино, погрузятся в историю, теорию и практику передовых форм кино ХХ века. Опора на новые знания поможет увидеть кинофильм как особенную систему конвенций — устоявшихся правил и выразительных форм, которые свойственны именно кинолентам. Например, к таким конвенциям относится применение монтажных склеек для передачи хода времени. Зрители научатся узнавать авангардные приемы и угадывать отсылки к признанным классикой фильмам — в современном кино.
Цикл лекций входит в просветительскую программу к интерактивной выставке «Дальний Восток. Время авангарда», где авангард показан как сложный многосоставной феномен. Проект открыт в Общественном пространстве Третьяковской галереи во Владивостоке, он вошел в культурную программу Восточного экономического форума 2025. В рамках выставки при поддержке Исторической столовой «Не рыдай» проходят просветительские лекции об архитектуре, кино и живописи того периода.
Расписание:
9 октября, четверг, в 18:30
Лекция №1. Авангард в кинематографе. Причины и контекст возникновения.
На этой лекции мы рассмотрим европейский и советский киноавангард 1910-1930-х годов, поговорим о наиболее ярких фильмах и представителях этого периода. Слушатели узнают, в какой среде зародилось то, что будет позже названо авангардом, каков был исторический контекст и в чем заключался авангардный вызов. Лекция даст ответы на вопросы: Что такое киноавангард? Когда и как он возник в кинематографе? Какую роль сыграли в этом футуризм, дадаизм, сюрреализм, орфизм? В чем отличия авангардного кино от остального кинематографа? Каковы были основные эстетические концепции у авангардистов этого периода? Как определить авангардный фильм, и какие направления в кинематографе приписываются авангарду?
10 октября, пятница, в 18:00
Лекция №2. Развитие киноавангарда в ХХ веке. Вторая и третья волны авангарда.
Вторая волна киноавангарда началась в США в 1940-е годы, и продолжилась третьей волной в 1960-е годы в США и Европе. На лекции в фокусе внимания будут психодрама и «транс-кино» — бессюжетные ленты, где зритель погружается в особенное состояние завороженности благодаря игре света и тени, смене острых оптических ракурсов. Также участники узнают о беспредметной анимации и о структурных (или «материальных») фильмах, о наиболее ярких представителях этих направлений. На лекции будут даны ответы на вопросы: Как развивался кино-авангард в середине XX века, какие направления в нем появились? Кто стал наиболее яркими и оригинальными представителями этого периода? Какие были основные эстетические установки у авангардистов этого периода?
11 октября, суббота, 17:30
Лекция №3. Авангард и современность. Наследие авангарда в контексте XXI века.
На третьей и заключительной лекции цикла о киноавангарде мы рассмотрим ключевые направления, по которым можно проследить развитие кинематографа от начала ХХ века до наших дней. Также мы попробуем понять, существует ли авангард сегодня, и в каком смысле мы можем уравнять его с так называемым «экспериментальным кино» наших дней. Лекция даст ответ на вопросы: Корректно ли говорить сегодня об авангардном кино, и если да, кого мы могли бы счесть его наследниками и продолжателями? Какова взаимосвязь современного экспериментального кино и киноавангарда? В чем уникальность положения кинематографа среди искусств, и почему его уникальность особенно важна в контексте авангарда?
— Лекционный цикл будет посвящен (кино-)авангарду, но сам феномен авангарда невозможно понять без осмысления того, что такое кино. Если вам не столько интересен авангард, сколько интересно задуматься над тем, что такое кинематограф, этот цикл адресован и вам. Кроме того, я надеюсь, что цикл будет интересен и тем, кто изучает теорию кино, — Евгений Майзель
Подробная информация об условиях посещения и оперативные сведения публикуются в социальных сетях Третьяковской галереи во Владивостоке: Вконтакте, Телеграм.

Справка:
Общественное пространство Третьяковской галереи во Владивостоке – уютная культурная площадка в центре города, открытая при поддержке Транспортной группы FESCO в 2023 году. Здесь зонированы коворкинг, библиотека, лекторий и место для интерактивных выставок. Формат создан, чтобы рассказывать о русском искусстве еще до открытия выставочных залов Третьяковской галереи, строительство которых ведется на сопке Орлиное гнездо в Музейном и Театрально-образовательном комплексе. Третьяковская галерея — один из главных музеев России, отражающий ее вклад в мировую культуру. Основные задачи музея — сохранение и популяризация отечественного искусства, формирование культурной идентичности и обеспечение широкого доступа к художественному наследию. В своей деятельности Галерея руководствуется ключевыми ценностями: вдохновением и креативностью, открывая новые формы взаимодействия с искусством; гордостью и ответственностью за сохранение коллекции; ориентированностью на посетителей, учитывая их интересы; гостеприимством и открытостью к сотрудничеству; профессионализмом и стремлением к высоким стандартам во всех аспектах работы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
