О дальневосточном кино в современных исследованиях

16 апреля в Дальневосточном федеральном университете открылась крупная научная конференция "Дальневосточные пропилеи". В 2024 году конференция приурочена к 25-летию искусствоведческого образования в Дальневосточном регионе и проводилась в рамках федеральной программы стратегического лидерства "Приоритет-2030". Организатором конференции выступила  Галина Алексеева, доктор искусствоведения, профессор, организатор искусствоведческого образования на Дальнем Востоке, лауреат медали А. С. Пушкина, президент Приморского краевого центра русской культуры, председатель Совета Ассамблеи народов Приморья.

Конференция собрала исследователей как с Дальнего Востока (Хабаровск, Владивосток, республика Якутия и другие), так и с зарубежья - Китай и Белоруссия, -  и затрагивала широкий спектр острых научных проблем в сфере изучения культуры и искусства.

Конференцию посетила делегация из Государственного института искусствознания (г. Москва). Некоторые из исследователей посвятили свои доклады анализу кинематографа на Дальнем Востоке - феномену якутского кино [1], а также известным персоналиям, работы которых затрагивают Дальний Восток [2].

"Я с Дальнего Востока, я с города Сучан" - так говорит главный герой фильма Виталия Каневского - Валерка [3]. Образы Дальнего Востока в кинематографической истории подчеркивал в своем докладе Д.Г. Вирен, кандидат философских наук, зав. сектором современного искусства Запада Государственного института искусствознания. Он рассказывал о Виталии Каневском - советском и российском режиссере, который не раз получал премию Каннского кинофестиваля, уроженце г. Сучана (ныне Партизанск, Приморский край). Владивосток и Партизанск - города, которые стали главным действующим местом для героев фильма "Замри-умри-воскресни!".

О региональном опыте создания кино рассказывали специалисты с филиала Российского государственного института сценических искусств во Владивостоке  и АНО культурно-просветительский центр «Кино Приморья».

Интересно, что данное исследование было сделано на основе Школы креативных индустрий, где подростки обучаются созданию видеоконтента с целью ранней профориентации и получения базовых навыков.

Так, О.Н. Данилова и М.А. Скорлякова, отмечают, что "эстетические предпочтения подавляющего большинства обучающихся прослеживаются в их графических работах на свободную тему и сформированы под влиянием массовой культуры соседних стран – это образы персонажей комиксов, аниме-блокбастеров, манга, фотографии «звезд» К-поп, стилизованные изображения персонажей кинофильмов, косплея, видеоигр". [4] Культура и искусство азиатских стран безусловно влияют на наше подрастающее поколение, но с другой стороны, авторы отмечают уже сложившийся коллектив приморских авторов и особые региональные черты приморского кино - "подача специфической региональной темы и выражение региональной идентичности; историческая и культурная достоверность; визуализация социокультурного и художественного самовыражения авторов". [4]

Несомненным опытом в развитии регионального кино отмечают и в плодотворном сотрудничестве, ведь АНО культурно-просветительский центр «Кино Приморья» и Школа креативных индустрий (ШКИ) – структурное подразделение филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств» во Владивостоке – «Приморская Высшая школа театрального и музыкального искусства» провели уже ряд партнерских проектов:

- организован фестиваль к Дню Победы (2023)

- организован фестиваль-конкурс «Море кино» (2023);

- в рамках реализации гранта Фонда культурных инициатив (2021 г.) были проведены питчинг и кинолекции, организована киношкола для широкой аудитории;

- создан киноклуб в ШКИ для подростков

- организованы актёрские курсы и коммерческая киношкола

Так, тема кино прозвучала и стала весьма актуальной в широком исследовательском поле. "Кино Приморья" поддерживает и продвигает приморских режиссеров, создает базовую информационную платформу для развития регионального кино, оказывает образовательную поддержку и выявляет молодые таланты. 

Стоит отметить, что история кино в Приморском крае сегодня весьма актуальна и 17 апреля состоялась защита диссертации И.В. Рычковой в г. Саранске на материале студии "Дальтелефильма" - "Экранные искусства Приморского края 21 века: преемственность культурных ценностей" [5].

 

1. Смолев Даниил Дмитриевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания «Сахавуд». К феномену нового якутского // Дальневосточные пропилеи : материалы международной научной конференции, ДВФУ, 16– 18 апреля 2024 г. / ред. кол.: Г. В. Алексеева (отв. ред.), Г. У. Лукина, В. С. Никифорова, Н. А. Федоровская, А. В. Чернова, И. И. Крыловская. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024. – 1 CDROM ; [442 с.]. – Загл. с титул. экр. – ISBN 978-5-7444-5694-8. – Текст. Изображение : электронные. c. 353-359

 

2. Баландина Наталья Петровна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Путешествие на Дальний Восток как сквозной мотив в кинематографе Криса Маркера // Дальневосточные пропилеи : материалы международной научной конференции, ДВФУ, 16– 18 апреля 2024 г. / ред. кол.: Г. В. Алексеева (отв. ред.), Г. У. Лукина, В. С. Никифорова, Н. А. Федоровская, А. В. Чернова, И. И. Крыловская. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024. – 1 CDROM ; [442 с.]. – Загл. с титул. экр. – ISBN 978-5-7444-5694-8. – Текст. Изображение : электронные. c. 80-85

3.Вирен Денис Георгиевич, кандидат философских наук, зав. сектором современного искусства Запада Государственного института искусствознания Дальневосточная кинодилогия Виталия Каневского // Дальневосточные пропилеи : материалы международной научной конференции, ДВФУ, 16– 18 апреля 2024 г. / ред. кол.: Г. В. Алексеева (отв. ред.), Г. У. Лукина, В. С. Никифорова, Н. А. Федоровская, А. В. Чернова, И. И. Крыловская. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024. – 1 CDROM ; [442 с.]. – Загл. с титул. экр. – ISBN 978-5-7444-5694-8. – Текст. Изображение : электронные. c. 94-99

4. Скорлякова Мария Александровна, Данилова Ольга Николаевна, Канд. техн. Наук, доцент, Автономная некоммерческая организация культурно-просветительский центр  «Кино Приморья»,  Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный институт сценических искусств» во Владивостоке – «Приморская высшая школа театрального и музыкального искусства», г. Владивосток, Приморский край. Механизмы социокультурной адаптации современного дальневосточного видеоконтента для подростковой аудитории // Дальневосточные пропилеи : материалы международной научной конференции, ДВФУ, 16– 18 апреля 2024 г. / ред. кол.: Г. В. Алексеева (отв. ред.), Г. У. Лукина, В. С. Никифорова, Н. А. Федоровская, А. В. Чернова, И. И. Крыловская. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024. – 1 CDROM ; [442 с.]. – Загл. с титул. экр. – ISBN 978-5-7444-5694-8. – Текст. Изображение : электронные. c. 128-135

5 И.В. Рычкова. Кандидатская диссертация "Экранные искусства Приморского края 21 века: преемственность культурных ценностей (на материале студии "Дальтелефильма")  / https://mrsu.ru/ru/sci/defense/55448/

 

Материал подготовлен редакцией портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru

Текст и фото: Анастасия Федорова

Фотоотчет

 

Возрастная категория 18+



Копирование информации с сайта допускается с указанием действующей ссылки на него!
На данном сайте распространяется информация сетевого издания "Кино Приморья" - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80389, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2021 г. Адрес редакции: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 8Б, кв. 19. Учредитель: И.Ю. Федоров .Тел.: +7 (423) 2666-414. Электронный адрес: admin@kinoprim.ru . Главный редактор: М.А. Скорлякова.
E-mail: admin@kinoprim.ru

Читайте нас в социальных сетях:

VK  twitter  telegramm  ok  ю туб

 

Яндекс.Метрика